Достопримечательности:

Объекты культурного наследия:

 Здание Присутственных мест. Позднее – Казначейство. (Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина)

Здание построено в 1835 году никольским купцом Лешуковым.  Присутственные места занимали большое двухэтажное кирпичное здание со скругленными углами главного фасада, насчитывающего десять окон, разделённых равномерными простенками.  Фасадный декор выдержан в стиле развитого провинциального классицизма. Применённые декоративные формы не сложны, но создают репрезентативный облик уличных фасадов. Первый арочный этаж использовался под камеры для следственных заключённых и пожарную часть. В советский период вплоть до 1998 года в здании находился банк. В данный момент здание занимает МБУК «Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина». Важнейшей составляющей музея является родительская усадьба писателя, лауреата Государственной премии А.Я. Яшина в д. Блудново (22 км от Никольска), изба построена в 1913 году, отцом писателя; мемориал А. Яшина на Бобришном Угоре (дом писателя, построенный в 1962 году, могила А. Яшина с памятником-надгробием, экскурсионно-экологическая тропа).

 Дом  Спирина (Центр традиционной народной культуры г. Никольска)

  Деревянный особняк начала 20-го столетия. Памятник построен в традициях Никольской городской застройки (одноэтажный особняк с мезонином). Он обладает искусно проработанной архитектурной композицией, тонкими деталями декоративного убранства, а также хорошими пропорциями фасадов. Принадлежал особняк известному Никольскому исследователю и общественному деятелю Владимиру Васильевичу Спирину (1860-1938). Поэтому, описываемый памятник имеет, кроме того, мемориальное значение.

Земская аптека (Народный суд)

Когда-то по фасаду здания висели большая вывеска с большими выпуклыми буквами «АПТЕКА» и  царский герб. Однако в 1917 году их новые власти ликвидировали. Внизу здания были помещения собственно аптеки, а на верху жил провизор Р.Х. Дроздовский с семьёй, у которого бывал в гостях ссыльный географ и историк Г.Н. Потанин. Данный объект является двухэтажным кирпичным зданием, уличный угол которого скруглен и покрыт полусферической кровлей. Объёмно-пространственная композиция разнообразится балконом во втором этаже, расположенным на скругленном углу основного объёма, а также навесами над парадным выходом. Фасадный декор выдержан в формах, характерных для классицизма. Членения фасадов со стороны улицы ассиметричны и, что интересно, не соответствуют и внутренним планировочным членениям. Особый интерес представляют металлические кованые детали; консоли с завитками, поддерживающие балкон на углу здания, витые консоли навесов над входами, кованая решётка ограждения балкона. Навесы над входами украшены просечными металлическими подзорами.

Дом М.А. Перова – земского врача.

Купеческий особняк выделяется из купеческой застройки своими размерами и фасадным декором в манере эклектики. Задняя часть дома несколько меньше передней части по ширине, отчего на восточном дворовом фасаде в левой трети протяжённости имеется уступ. Кладка стен из тёмно-красного кирпича придаёт зданию мрачноватый облик.

Дом купца Шумилова. 

Публичная земская библиотека. (МКУК «Межпоселенческая библиотечная система») Полукаменный особняк с лавками в нижнем этаже построен в 1913 году. Фасадный декор здания крайне скуп. Стены каменного первого этажа венчает карниз, подшивным карнизом украшен и свес кровли.

Дом Сацердотова.

Памятник деревянной архитектуры конца 19 века. Имеет оригинальную объёмно-пространственную композицию. Наряду с мезонином, который проходит по продольной, меридиональной оси дома, в задней (южной) части здания по бокам мезонина устроены два помещения, образующие второй этаж. Композиция главного фасада сохранила традиционную для особняка с мезонином симметрию, а боковые фасады имеют явно выраженную ассиметричную композицию с одноэтажной северной и двухэтажной южной частями. На заднем (южном) фасаде дома кровля мезонина вынесена вперёд и образует треугольный фронт с полукруглым вырезом в средней части.

Женская гимназия.

(Школа №1) Женская гимназия - первое женское учебное заведение в Никольске. Это двухэтажный деревянный дом с декором, построенный в стиле классицизма. Открылось первое женское учебное заведение в Никольске в 1872 году.

 
Городское училище.

(Школа №1)  Корпус городского училища построен в манере эклектики. Его отличает фасадный декор кирпичной кладки и ассиметричное решение уличного фасада, который завершается высоким куполом-ризалитом по левой стороне.

 
Духовное училище.

Позднее - Педучилище.  Главный корпус построен в 1882 году. Памятник является большим двухэтажным каменным зданием, состоящим из двух крыльев. Строительство главного корпуса началось в 1880 году с разрешения Вологодской духовной консистории по индивидуальному проекту. Архитектурное решение фасадов выдержано в манере эклектики, причём формы фасадного декора, особенно уличных фасадов, отличаются хорошей прорисовкой. Композицию фасадов объединяет система чётких вертикальных и горизонтальных членений: это широкие пилястры, расположенные на всех углах здания и горизонтальные членения – цоколь, межэтажный и венчающий карнизы. Сохранилась ограда и ворота зданий Духовного училища.

Религиозные объекты и объекты паломничества:
Казанская церковь. 

(1888-1906 годов постройки, архитектор - Петр Александрович Федоров)

Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь её Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная. Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большей колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии. Деревянный иконостас изготовил резных дел мастер Михаил Николаевич Дмитриев.

 Сретенский собор.

Строительство Сретенского собора приходилось на 1788-1833 г.г.. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников. Возведение церкви на Руси всегда считалось делом благородным. И крестьяне, и горожане всем миром в конце 18 века пытались возобновить богослужения в новом Сретенском соборе после пожара, который 27 октября 1776 года постиг прежде существовавшую деревянную церковь. Сретенский собор состоял из двух этажей: тёплой и холодной церквей. Тёплая церковь была освящена в 1790 году, а холодная – в 1835 году. В Храме имелось три престола: главный – в нижнем этаже – во имя Сретения Господня, второй – в нижнем этаже – во имя святых великомучеников Флора и Лавра и один – в верхнем этаже – во имя святителя Николая. После упразднения Дуниловской пустыни в Сретенском соборе находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В настоящее время ведутся восстановительные работы.

Храмовый комплекс д. Аргуново XIX в. – Аргуновское сельское поселение.

Считается, что Север России находится под попечительством Тихвинской иконы Божией Матери. Она является наиболее почитаемой в Ленинградской, Архангельской, Вологодской областях. Чудотворная икона 539 лет находилась в Констатинополе. В 1383 году образ таинственно исчез и явился в Руси, над Ладожским озером, в пределах Великого Новгорода и на берегу реки Тихвинки. Здесь возник мужской монастырь, а икону стали называть Тихвинской. Со времен Великой Отечественной войны чудотворная икона была в США, а 8 июля 2009 года вернулась в Россию.

По местному преданию, 9 июля 1700 года одному из местных крестьян, трудившемуся на своем огороде, было явление Пресвятой Богородицы, после которого на одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре близ деревни Чернцово  нашли явленную икону Рождества Пресвятой Богородицы.  Внизу же, под угором, на огромном камне, лежащем в русле протекающей небольшой  речки, отпечатался Богородицын след.

На месте явления трудами христиан была построена деревянная церковь, в 19 веке – каменная. Рассказ о явлении Богородицы жители передавали из поколения в поколение. Тысячи верующих с Вологодской, Костромской и Архангельской областей стекались в деревню Чернцово Никольского района. Количество паломников не уменьшило и разрушение церкви в 1962 году, уничтожения дерева, на котором явилась икона.

И ныне ежегодно 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери верующими совершается 4-х километровый крестный ход из деревни Аргуново до святого  местечка Борок, чтобы  прикоснуться к святыням, набрать воды и умыться в целебном источнике.

 
Дуниловская Богородицкая пустынь

 (деревянная церковь, построенная в 1712 г.; каменная церковь, построенная в 1865 г.; поклонный крест на месте явления Чудотворной Казанской иконы Божией матери) – 40 км от г. Никольска, Завражское сельское поселение

Дуниловская чудотворная явленная икона Божией Матери – главная святыня Никольского края. Во всей России едва ли найдется несколько мест, в которых сохранились до наших дней живые святыни родной веры, живые святыни православия. Дуниловская икона является средоточием духовной жизни православного населения Никольской земли, она неразрывно связана с его историческими судьбами в прошедшем, настоящем и будущем

Чудесное явление Дуниловской иконы произошло 12 июля (по новому стилю) 1677 года. Государственный крестьянин из Кичменгского Городка Диомид Крохалевский перебрался со всей семьей на жительство в Никольскую Слободку, теперешний город Никольск. В стародавние времена Никольская Слободка со всех сторон была окружена непроходимыми лесами. Диомид Крохалевский вместе с сыновьями расчищал места под сенные покосы по берегам Юга-реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться. 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, Диомид сидел на берегу Юга и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет.

Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе – люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. Священники с причтом церковным приходили на место явления и совершали молебны. Благодать Божия совершала чудотворения. По вере своей больные получали исцеление, помолясь от всего сердца перед новоявленной иконой и приложившись к святыне

Диомид с сыновьями вскоре поставил на месте явления часовню и поместил в ней икону. Постепенно вокруг часовни стали селиться крестьяне – так возникла деревня Дунилово, существующая и поныне. Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом.

Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь. По молебствии Пресвятой Богородице была пущена стрела из лука; стрела упала на другой берег Юга, прямо против места явления, где вскоре – в 1712 году – была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Итак, место постройки храма как бы указала  Сама Пречистая. Здесь на горке и поныне стоят две церкви: деревянная 1712 года и каменная, построенная позже, в 1865 году. В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.

Дуниловская икона является сегодня местночтимой святыней Вологодской епархии. Все больше паломников и из других областей России приходят в Дунилово на поклонение. Возрождается благочестивый обычай совершать крестный ход из Никольска в Дунилово, в котором принимают участие и дети – ученики воскресной школы в Никольске. В Дуниловском храме вновь приносится бескровная Жертва, совершаются церковные Таинства.

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы

В красивейшем месте Никольского поселения, в селе Лоха, на берегу реки Юг, возвышается каменная церковь, освещенная в 1889 году Во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм - один из самых больших  на северо-западе России. В настоящее время храм восстановлен.

                                    Объекты территории, с которыми связаны легенды

«Анфалова могила» и «Бабья дорога»

(Местонахождение:на 11 км от отворотки на д. Дунилово. Недалеко от впадения речки Анданги в Юг на вершине песчаного холма, поросшего сосновым лесом).

Предания прочно связывают с этим загадочным местом последний приют легендарного новгородского боярина Анфала Никитина. Еще в прошлом веке крестьяне говорили о будто бы существовавшей древней рукописи, повествующей о жизни и деяниях Анфала. Указывалось и место ее предполагаемого хранения – упраздненная к тому времени Дуниловская пустынь. Сама яма, выкопанная на месте предполагаемой могилы, своим происхождением также связана со слухами о несметных сокровищах, якобы похороненных вместе с их владельцем. По одной из народных легенд, боярин Анфал попал в эти глухие и укромные места, спасаясь от преследования своих соотечественников-новгородцев. Здесь же он и скончался, а его воины основали поселения, которые стали называться Андангскими починками. Другая версия этой легенды указывает и на непосредственную причину гибели Анфала. Его самого и пришедшую с ним дружину якобы погубили местные богатыри Лазарь и Абатуров, а останки вожака новгородцев по древней традиции были сожжены на огромном погребальном костре. К тому же, передают краеведы, здесь, в 40—50 метрах от современной дороги на Дунилово, сподвижниками Анфала был воздвигнут памятно-поминальный крест, к которому, по местному преданию, приходили сестра Анфала Ольга (по другой версии, это была его жена, имя которой предание не сохранило) и жены его соратников для поминовения погибших. Женщины протоптали в лесу прямую тропу. Эта тропа, протянувшаяся до Пермасских починков, до сих пор зовется «бабьей дорогой».

«Дормидонтов колодец»

       

( Местонахождение: от г. Никольска до д. Скочково 21 км. Около 5 км пешим ходом за д. Скочково, по лесной дороге)

В 19 веке в д.Скочково жил праведник Дормидонт Ракутин (Рокутин).Это был сильный духом и добрый человек, защитник крестьянства. Около старого болота, на Печищах, за полями Дормидонт вырыл глубокий колодец, из которого в сенокос и уборочную страду люди до сих пор берут чистую воду. На склоне горы расчистил подход к роднику, сделал небольшую плотину и водой из того родника лечил приходивших туда больных и немощных людей.
У Дормидонта было желание построить храм во имя Ахтырской Иконы Божией Матери. Не сбылась мечта построить святую Церковь на Горе за деревней Скочково, остались память о нем, ручей да колодец его имени.

«Святое местечко Борок»

     

( Местонахождение:50 км по трассе Никольск – Вологда, д. Чернцово, указатель «Святой источник»)

Считается, что Север России находится под попечительством Тихвинской иконы Божией Матери.
По местному преданию, 9 июля 1700 года работающему в поле крестьянину было видение Богородицы. На одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре (Борок) близ деревни нашли икону Божией Матери. Внизу же, под угором , на огромном камне, лежащем в русле протекающей небольшой речки, отпечатался Богородицын след. Жители деревни были верующие и богобоязненные. Решили они построить на Борке, под угором, небольшую деревянную часовню в память о явлении Бого-родицы. Навозили из лесу бревен и стали рубить сруб. На другой день обнаружили, что сруб исчез. Стали искать и нашли его на вершине Борка. Поняли строители, что сама Богородица указывает им место строительства часовни там, где оставила она икону Своего Рождества. Решено было трудами христиан построить на этом месте деревянную церковь, а в XIX веке – каменную. У входа в храм и росла та самая вековая сосна, на которой и была обнаружена явленная икона. Икона позже была перенесена в новый храм в деревне Аргуново. Ежегодно 9 июля верующие совершают крестный ход из Аргуново на Борок.
14 октября 2004 года на праздник Покрова Божией Матери была освящена новая часовня. Паломники не только из Никольского района, но и со всей Вологодской области, Костромской и Архангельской ежегодно собираются 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Борок совершить 4-х километровый крестный ход из деревни Аргуново, набрать воды и умыться в святом источнике, поклониться Пресвятой Богородице.

                                      Объекты природно - заповедного фонда

На территории Никольского района находится 5 заказников и 3 памятника природы. Заказники: Кудринский бор, Яшкин бор, Гладкий бор, Кемский бор и Бобришный Угор. Памятники природы: Урочище Лопата, Талицкий лес, геологическое обнажение на реке Шарженьге.

Из этих природных территорий выделяется ландшафтно - мемориальный заказник "Бобришный Угор", который имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

       

«Не побывать здесь - значит не узнать до конца свою Россию!» - так отзываются гости об этом удивительном месте. На высокой круче берега Юг–реки выстроил когда – то писатель свой «охотничий» дом», который окружает Чистый бор ландшафтно – мемориального заказника Бобришный Угор. «...Когда попадаешь в этот бор, понимаешь, почему он так назван. Прямые гладкие стволы - как выстрелы из-под земли. Где-то наверху темные кроны деревьев - своды сосен. А внизу белый, чуть-чуть светло-зеленый, светлый сухой мох ковром и брусничник на нем» (из воспоминаний Натальи Яшиной, дочери А.Яшина).
Бобришный Угор - место удивительной красоты, место потаённое и одновременно светлое, именно отсюда начал свой жизненный и творческий путь Александр Яшин; здесь он искал и находил источник вдохновения, поддержку и силы. В этом чуде земли Никольской совмещаются красота северной природы (Угор, Чистый бор), рукотворные чудеса (деревенский домик, 1962 год постройки, памятник – надгробие скульптора Михалёва, 1975 г.) и историческая память.
Посещение Бобришного Угора включено в экскурсионные маршруты. Сюда приезжает и приходит много людей, как известных, так и неизвестных. В настоящее время Бобришный Угор – самое посещаемое место в Никольском районе. Гости с удовольствием проходят по Чистому бору по экологической тропе, не забыв перед этим заглянуть в охотничий дом писателя.