Вологодская область, г. Никольск, ул. Советская 91       РДК (2 этаж)         Контакты     Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Церкви:

Церковь Казанской  иконы Божией Матери (1888-1906 гг.), г. Никольск

 Архитектор - Петр Александрович Федоров.

Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь её Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная.

Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большей колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии. Деревянный иконостас изготовил резных дел мастер Михаил Николаевич Дмитриев.

 

 

Церковь во Имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, д. Байдарово (1889 г.)

 

В красивейшем месте Никольского поселения, в селе Лоха, на берегу реки Юг, возвышается каменная церковь, освещенная в 1889 году Во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм - один из самых больших  на северо-западе России. Современный каменный храм, чудом уцелевший в годы лихолетий,  устроен старанием и усердием прихожан  с 8 сентября  1873 года по 12 июня 1889 года. Работы по благолепию  не прекращались  до 1918 года. В советский период церковь использовали под зернохранилище. В 1984 году обрушилась колокольня. В настоящее время храм восстановлен.

 

 

 

Церковь Георгия Победоносца и Преображения Господня (1834-1853 гг.) и Церковь Михаила Архангела (1883 г.) д. Аргуново

 

Ансамбль Церквей Михаила Архангела и Георгия Победоносца не рядовой, высокой оценки заслуживает Георгиевская церковь - весьма приличный классицизм. Церковь двойная (двух-ярусная): внизу церковь Георгия Победоносца (1851 год постройки), а наверху церковь Преображения Господня. Церковь большая и красивая, действующая.

Вторая церковь - Михаила Архангела - типовая, громоздкая. В советское время в церкви Михаила Архангела был расположен аргуновский хлебозавод. За годы эксплуатации стены и потолки внутренних помещений покрылись толстым налётом сажи и копоти от сжигаемого в печах угля. К концу 80-х годов продукция хлебозавода была настолько низкого качества, что местные жители скупали хлеб исключительно на корм скоту.

В дни религиозных праздников верующая часть местного населения совершала моления с обходом церкви по периметру, возложения монет и других приношений (в основном сладостей) на сваленные с макушек церкви к подножию православные кресты и в проёмы ажурных оконных решёток.  

Ввиду отсутствия надлежащего ухода, церковное кладбище заросло.
В церкви Георгия Победоносца в советское время был расположен склад промтоваров и хозяйственного имущества колхоза. Комплекс стоит на горе в очень красивом месте. Внизу расстилаются необъятные поля, по которым извиваясь течет довольно широкая река Шарженьга.

В настоящее время Георгиевская церковь является действующей, она постепенно восстанавливается и налаживается жизнь прихода. Церковь Михаила Архангела полуразрушена, также ведутся восстановительные работы.

 

 

Крестовоздвиженская церковь (1885-1925 гг.), д. Пермас

 

Церковь построена в 1885 году (теплая). Рядом была поставлена еще одна церковь - холодная или летняя. Строительство её длилось с 1904 по 1925 год. Возвигнута в честь праздника - Воздвижение Христа Господня, который празднуется 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Существовала и действовала церковь до 1930 года. Старую, зимнюю церковь разрушили до войны. Собирались разрушить и вторую (летнюю) церковь, но потребовалось здание церкви для хранения зерна, поэтому в ней разместили склад.

В 1990 году церковь была отремонтирована, и там разместился Дом культуры. В Настоящее время церковь восстанавливается.

 

 

 

Церковь Казанской  иконы Божией Матери (1865 г.), д. Дунилово

Дуниловская чудотворная явленная икона Божией Матери – главная святыня Никольского края. Во всей России едва ли найдется несколько мест, в которых сохранились до наших дней живые святыни родной веры, живые святыни православия. Дуниловская икона является средоточием духовной жизни православного населения Никольской земли, она неразрывно связана с его историческими судьбами в прошедшем, настоящем и будущем.

Чудесное явление Дуниловской иконы произошло 12 июля (по новому стилю) 1677 года. Государственный крестьянин из Кичменгского Городка Диомид Крохалевский перебрался со всей семьей на жительство в Никольскую Слободку, теперешний город Никольск. В стародавние времена Никольская Слободка со всех сторон была окружена непроходимыми лесами. Диомид Крохалевский вместе с сыновьями расчищал места под сенные покосы по берегам Юга-реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться. 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, Диомид сидел на берегу Юга и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет.

Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе – люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. Священники с причтом церковным приходили на место явления и совершали молебны. Благодать Божия совершала чудотворения. По вере своей больные получали исцеление, помолясь от всего сердца перед новоявленной иконой и приложившись к святыне Диомид с сыновьями вскоре поставил на месте явления часовню и поместил в ней икону.

 Постепенно вокруг часовни стали селиться крестьяне – так возникла деревня Дунилово, существующая и поныне. Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом.

Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь. По молебствии Пресвятой Богородице была пущена стрела из лука; стрела упала на другой берег Юга, прямо против места явления, где вскоре – в 1712 году – была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Итак, место постройки храма как бы указала  Сама Пречистая. Здесь на горке и поныне стоят две церкви: деревянная 1712 года и каменная, построенная позже, в 1865 году. В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.

Дуниловская икона является сегодня местночтимой святыней Вологодской епархии. Все больше паломников и из других областей России приходят в Дунилово на поклонение. Возрождается благочестивый обычай совершать крестный ход из Никольска в Дунилово, в котором принимают участие и дети – ученики воскресной школы в Никольске. В Дуниловском храме вновь приносится бескровная Жертва, совершаются церковные Таинства.

Сретенский собор (1788-1833 гг.), г.Никольск

Строительство Сретенского собора приходилось на 1788-1833 г.г.. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников. Возведение церкви на Руси всегда считалось делом благородным. И крестьяне, и горожане всем миром в конце 18 века пытались возобновить богослужения в новом Сретенском соборе после пожара, который 27 октября 1776 года постиг прежде существовавшую деревянную церковь. Сретенский собор состоял из двух этажей: тёплой и холодной церквей. Тёплая церковь была освящена в 1790 году, а холодная – в 1835 году. В Храме имелось три престола: главный – в нижнем этаже – во имя Сретения Господня, второй – в нижнем этаже – во имя святых великомучеников Флора и Лавра и один – в верхнем этаже – во имя святителя Николая. После упразднения Дуниловской пустыни в Сретенском соборе находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В настоящее время ведутся восстановительные работы.

 

 

Церковь Преображения Господня (1923 – 1924 гг.), д. Демино

Двухэтажное деревянное здание церкви было перевезено из д. Старины в 1923 г. Два года - весь 1923 и 1924 г.г. заняли разбор, перевозка и установка церковного здания на новом месте, а также его внутреннее оборудование и окончательная отделка. Освящена осенью 1924 г. во имя Спаса Преображения Господня. В знак отличия от функционирующих тогда своих соседок Верхне-Кемской и Нижне-Кемской Николаевских церквей, в официальных документах она была названа Средне-Кемской.

Само здание деревянной церкви, только по документально подтвержденным данным, просуществовало около д. Старины с 1717 по 1923 г.г., т.е. 206 лет. Перевезенное же на новое место, в д. Демино, оно и там находится 78-й год. Т.о., зданию Деминской церкви 284 года.

В 1931 г. Деминская церковь была закрыта. В течении 70 лет здание церкви использовалось не по назначению. В 2000 году, после ремонта снаружи и изнутри, вновь начались службы.

Церковь «В честь обретения Честных Древ Креста Господня» (1824-1861 гг.), д.Завражье

 

В 1861 году построена теплая, а в 1824 году - холодная одноэтажная каменная церковь. Церковь располагала тремя престолами. Главный престол, по которому именовалась церковь, во имя Происхождения Честных Древ - находился в холодном храме. Освящение его было проведено 2 октября 1889 года. Теплый храм располагал двумя престолами: южный - Богоявленский, был освящен 5 октября 1863 года, да северный - во имя Киево-Печорской Божией Матери, освящен 13 декабря 1869 года.

Закрыта в 1926 году. В настоящее время восстановлена.

Яндекс.Метрика